|
Новый эконом
Экономика России
Прожиточный минимум в России
Автор - Гусев К.Б.
Прожиточный минимум в России. Каким он должен быть?
Прожиточный минимум в России – как и в любой иной стране,
это совокупная минимальная
величина жизненных средств, которая необходима для обеспечения человеку
его жизнедеятельности в данных условиях. Часто эту величину отождествляют с
восстановлением рабочей силы, что не совсем верно. Хотя для капиталиста
любой наемник – это, прежде всего рабочая сила, выступающая как товар.
Но стоимость рабочей силы и Прожиточный минимум, совершенно разные
понятия. Прожиточный минимум – это совокупная стоимость всех необходимых
жизненных благ для существования человека в том или ином месте в то или
иное время. А стоимость рабочей силы – это стоимость всех совокупных
затрат капиталиста, потраченных для обеспечения выполнения работником
какой-либо работы на определенном предприятии в определенное время.
Разумеется, что любой капиталист стремится к минимальным затратам на
рабочего при максимальной его загрузке. Поэтому в любом цивилизованном
государстве существует понятие минимальной оплаты труда, то есть суммы
заработной платы меньше которой капиталист не имеет права платить
наемному работнику при выполнении им своих обязанностей в течение полной
занятости (полного рабочего дня и месяца в соответствии с действующим
законодательством).
Прожиточный минимум, конечно же, должен соответствовать
реальной сумме минимальных затрат для жизнедеятельности человека, а не
абстрактных цен и набора якобы необходимых товаров и услуг, как это существует
ныне в России. Сегодняшний Прожиточный минимум в России в соответствии с
законодательством имеет мало общего с реальностью. Это касается и самого
набора необходимых товаров и услуг, и, увы, и цен, по которым они
обсчитаны. Реальный Прожиточный минимум в своем суммовом исчислении
гораздо выше, и в зависимости от региона должен быть выше в 1,5 – 2,5
раза, нежели он обозначается соответствующими властями ныне.
Например, в Ярославле Прожиточный минимум в 1 квартале 2016
года на душу населения составлял – 8825 рублей в месяц, для
трудоспособного населения 9773 рублей, для пенсионеров – 7242 рубля, а
для детей 9077 рублей. В то же время только коммунальные услуги
(квартплата, электроэнергия, телефон, интернет) в 1 квартале обходились
жильцам от 3500 до 7000 рублей ежемесячно. Вопрос, если человек
проживает один, то фактические коммунальные услуги составят от 40 до 80
процентов Прожиточного минимума. И на какие средства после уплаты
коммунальных платежей будет есть, пить, одеваться житель Ярославля?
Очевидно, что он должен непременно сесть на какую-то дешевую диету,
одеваться в секонд-хенде, а из развлечений иметь только радиоточку. Увы,
не понятно, что и как статистики и власти включают в
понятие Прожиточного минимума. Вот бы посадить чиновников на доход
Прожиточного минимума, чтоб они тогда сказали. Или хотя бы как-то
привязать их доходы к Прожиточному минимуму или Минимальной оплате
труда. Но сегодня сами чиновники получают в 10, а, то и в 50 раз
больше. И это считается справедливым???!!! И причем их доходы ни как
не увязаны с доходами граждан, для которых они вроде бы должны работать.
К сожалению, доходы чиновников ни как не связаны с качеством их работы и
совершенно оторваны от уровня жизни граждан, что в корне не правильно.
Большая часть чиновников в первую очередь должна работать на улучшение
жизни граждан в своих регионах, по своим направлениям и так далее, а не
просто сухо отчитываться разными абстрактными циферками Главным
показателем роста благосостояния чиновников и их команд должны быть
показатели реального улучшения жизни граждан (уровень реальной
заработной платы, Прожиточный минимум, минимальная оплата труда и так
далее). И совершенно не стоить боятся нашему Президенту, Правительству и
Государственной Думе, что в случае снижения доходов чиновников они не
найдут достойных работников на их места. Отнюдь, скорее на более
скромную оплату труда придут более достойные люди, думающие в первую очередь о
работе, а потом уж о своих доходах, в отличие от многих нынешних.
Большие доходы, особенно перспектива их увеличения не зависимо от
трудового вклада быстро и, пожалуй, навсегда портят человека, и как правило,
снижают его заинтересованность в реальном и полезном труде. Увы,
современный государственный аппарат именно устроен совершенно
не верно, а потому и работает не эффективно. Мало того, что
чиновники незаслуженно (в сравнении со средними доходами граждан)
получают высокие доходы, но подобная вилка, также в разы отличает доходы
чиновников и от уровня доходов рядовых государственных служащих. Что
вообще непонятно.
Показатель Прожиточного минимума является не только отражением
минимального уровня жизни, но и показателем отношения власти к своему
народу. Чем реальней Прожиточный минимум по ценам и сама его корзина
товаров и услуг объективна и соответствует действующему моменту жизни
граждан, а не соответствует своим набором 20-ти, 30-ти или 50-ти летней
давности, тем, стало быть, ближе власть к своим гражданам. И,
разумеется, наоборот.
Прожиточный минимум тесно связан с уровнем минимальной отплаты труда,
которая непременно должна превышать Прожиточный минимум. В противном
случае, если минимальная оплата труда ниже Прожиточного уровня, то труд
большинства россиян можно считать рабским, по крайней мере, по законодательству.
Поскольку все работодатели в первую очередь ориентируются именно на этот
показатель, стараясь при первой возможности, если позволяет «скамейка
запасных» (безработных) по той или иной специальности приблизиться к
этой цифре, снижая для себя стоимость рабочей силы. Сегодня именно
низкий (не реальный) показатель Прожиточного минимума, минимальной
оплаты труда и завышенные проценты различных накруток на Фонд оплаты
труда стимулируют работодателей выдавать заработную плату частично или
полностью в
конвертах, снижая тем самым, разумеется, и поступления в Пенсионный
фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского
страхования. В данном случае государство подпиливает сук, на котором
сидит, а точнее сук, на котором сидят граждане. Ибо от данной политики
страдают, прежде всего, граждане, получая меньше пенсии и различные
страховые выплаты. Государство же, мало того, что законодательно не
желает улучшать обстановку в этом направлении, но и не желает ни как
контролировать данные процессы, предоставив весь контроль самим
фактически бесправным наемникам. Увы, государство со своим мощными
принудительными возможностями отошло по этим вопросам в тень, "спрятав
голову в песок, как страус", делая вид, что ни чего не знает и
ни чего не видит. Что вообще не понятно. То
есть, зачем тогда граждане кормят некоторую часть государства (налоговые
инспекции, трудовые инспекции и так далее), которая не защищает ни
каких интересов граждан, и даже интересы государства.
Приятного познания экономики России!
|
Картинки

|
|