Здравствуйте, ярославцы и гости Ярославля

Ярославль

"Экономика, работа, дело, фото, котики

Главная Ярославль Новый эконом Работа-Дело Экономический словарь Котики

Оглавление



























Новый эконом



Макроэкономика

Монопльная цена

Автор - Гусев К.Б.

Монопльная цена

Монопльная цена – это специфическая форма рыночной цены товара, которая может значительно отклонятся от стоимости производства плюс средняя норма прибыли. Эта цена способна обеспечить монополиям получение сверхприбыли. В условиях домонополистического капитализма Монопольная цена могла иногда сформироваться лишь на некоторые продукты сельского хозяйства или промышленного производства в силу естественной или случайной монополии. Но фактически в основе формирования Монопольной цены лежит определенная естественная монополия на те или иные ресурсы, а в современных условиях это естественная монополия на новый продукт. На продукты, которые в состоянии производить практически любое государство, любая территория или любой производитель возникновение Монопольной цены в принципе не возможно. А вот, если государство или какое-то предприятие, например, обладает какими-то редкими ресурсами или производством уникального товара, то есть, фактически монопольными экономическими правами, то возникновение Монопольной цены вполне реально. Иными словами, там где на производство чего-либо или обладание чем-либо (например, ресурсами) отсутствует конкуренция и возникает монополизм и Монопольные цены. В свое время экономической основой массового распространения Монопольной цены  послужил переход к новой стадии капитализма, империализму, смена свободной конкуренции господством капиталистических монополий, которым удаётся определённое время удерживать свою цену ниже или выше рыночной цены, цены, которая сформировалась бы при наличии конкуренции. Главной частью Монопольной цены  является дополнительная прибыль или монопольная прибыль.

Сегодня различают два вида Монопольной цены: монопольно-высокие, по которым монополии продают свою продукцию, и монопольно-низкие, по которым монополии  закупают, например, в развивающихся странах сырьё и продукты для переработки, а также скупают продукцию мелких товаропроизводителей. Таким образом, монополисты часто получают двойную сверх прибыль, во-первых, при закупках сырья, а во-вторых, при продаже своей готовой продукции. В современных условиях международные монополии нашли и третий вариант Монопольной цены – это использование дешевой рабочей силы. То есть международные монополии (и не только монополии)  располагают часть своего производства на территориях (государствах) с низким уровнем оплаты труда или используют на своих территориях труд беженцев и нелегальных мигрантов, которые готовы работать за более низкую заработную плату, нежели местные граждане.

Монополизм, как Монопольная цена, являются крайне вредным фактором для развития экономики любого государства, так и в межгосударственных отношениях. Увы, в Монопольной цене проявляются внутренние противоречия современного экономического устройства, связанные, с одной стороны, с определенной стихийностью рыночных отношений и регулированием цен на основе конкуренции и движения капиталов, с другой — с частномонополистическим присвоением прав и ресурсов, а стало быть и возможностью воздействовать на условия закупки сырья, использование рабочей силы и  реализации товара, а также возможностью влиять на соотношение между спросом и предложением. Опираясь на монополию в той или иной сфере производства и обращения, крупнейшие фирмы получают возможность оказывать влияние на движение (рост, падение, стабилизацию) рыночных цен. Методы монопольного ценообразования и рыночная стратегия меняются вместе с развитием хозяйственных и организационных форм монополистической фирмы. Наибольшую выгоду во многих случаях приносит повышение Монопольной цены до максимального уровня, который ограничен лишь возможностью и необходимостью данного товара для потребителя. Разумеется, что на товары не первой необходимости поднятие Монопольной цены более ограничено, нежели по товарам первой необходимости. Кроме того максимальный предел увеличения Монопольной цены ограничен и возможностью самопроизводства, то есть возможностью производить этот товар самим потребителем. Например, именно поэтому в наше время крайне сложно быть монополистом в сельском хозяйстве, допустим при выращивании овощей или фруктов, которые способен вырастить сегодня почти каждый с затратами немногим выше сельскохозяйственных предприятий.

Наиболее устойчивые монополии и, следовательно, возможность длительно удерживать Монопольные цены, это монополии в добывающих (ресурсных) сферах. В сферах создания новых товаров и услуг монополизм не очень долговечен, так как в условиях быстрого развития науки и техники, внедрения новых технологий, новизна любого товара держится не долго, а значит, и удержание Монопольной цены не долговечно. Кроме потери определенной новизны, сегодня в погоне за лучшей прибылью имеется возможность довольно быстрого налаживания производства по выпуску похожих товаров, товаров-аналогов и тем самым сбивания Монопольной цены до уровня обычной рыночной.

Основными видами борьбы с Монопольными ценами, как и монополизмом в целом внутри государства являются: прямое установление ограничений государством по ценам на отдельные товары; установление прогрессивных налогов на сверх прибыль; установление дополнительного налога на монополистов; искусственное дробление монопольных предприятий. Для борьбы с внешним монополизмом: сырьевым – поиск различных поставщиков или поиск условного бартера; товарным – искать путь к самопроизводству, то есть пытаться развивать свое производство, если постоянно сталкиваемся с Монопольными ценами по определенным товарам или группе товаров. Разумеется, что есть и иные способы борьбы с монополизмом и Монопольными ценами – главное в этом вопросе захотеть бороться с этими явлениями, что, увы, на практике мало кем делается. Очевидно, что монополизм кому-то выгоден, а потому и борьба с ним скорее показная, чем реальная. Это касается практически всех государств, в том числе и Россию.



Приятного познания макроэкономики!





Картинки

Яндекс.Погода






Главная Ярославль Новый эконом Работа-Дело Экономический словарь Котики



Ярославль © 2020 - Фото, работа, дело, здоровье Почта   ab1100678@yandex.ru